Как заставить себя побороть лень и начать действовать : выработать мотивацию и целеустремленность | gggolubev.ru

Как побороть лень или синдром мотивационной недостаточности

как побороть лень

С ленью сталкивался практически каждый. Она практически воспета множеством поэтов и писателей. Один Илюша Обломов чего стоит. Несмотря на обилие анекдотов, высмеивающих лентяев, лень доставляет серьезные проблемы человеку, страдающему от нее. Достается от лени и его семье, а целом и обществу. Тем не менее, все списать на лень будет неправильно. Да и сама она может быть проявлением более серьезных заболеваний, вплоть до эндогенной депрессии или шизофрении.

«Синдром мотивационной недостаточности» — вот официальное название  лени. Как видно из самого названия, основной причиной является недостаточная мотивация к действиям. Но иногда это является лишь прагматичным отношением к происходящему. Зачем таскать камни, если можно изобрести тележку, на которую их можно погрузить. Неслучайно лентяями слыли такие выдающиеся умы как Ч.Дарвин, У.Черчилль, П.Пикассо и даже А.Эйнштейн.

Лень может выполнять и защитную функцию, как бы защищая организм и психику от перегрузок рационализируя его деятельность.

Чаще всего, по поводу синдрома мотивационной недостаточности, ко мне обращаются родители подростков, имеющих проблемы с учебой в школе. Да, безусловно, современным детям довольно сложно обрести мотивацию к учебе по существующим программам и научно техническому прогрессу, за которым увы, школа едва поспевает. Рациональный ум подростка, эта особенность заложенная в генах, выбирает наиболее простой путь. Зачем учить таблицу умножения, если всегда есть под рукой калькулятор? Зачем читать «Войну и мир», с ее сложными диалогами, рефлексиями и изысканным описанием чувств героев, если в соцсетях и мессенджерах эмоции передаются системой эмодзи?

Мотивации типа: «Если не будет учиться, то …» или «Нужно иметь проходной бал ЕГ» не работают.

Когда начинаешь спрашивать, чем интересуется ребенок, то ответ, как правило, один – сидит в интернете, общается с такими же как он, лоботрясами.

Я в подобных случаях прошу оставить подростка со мной наедине. В начале такого общения диалог обычно не получается. Как правило, до меня уже семья бывала у психологов, но безуспешно. Тинейджер бывает настроен очень подозрительно и считает, что я нахожусь на стороне его родителей, которые любой ценой хотят прогнуть формирующуюся личность под их представление о том, каким должен быть человек. Поэтому выражение лица такого клиента бывает холодным и несколько отстраненным.

Эту холодность удается преодолеть фразой, что я врач, и моя основная миссия оказание помощи человеку, который ко мне обратился. Поэтому я не ставлю своей целью изменить отношение к чему либо во вред клиенту, а хочу помочь ему наладить диалог с родителями, учителями и сверстниками. Чтобы при этом он чувствовал себя в жизни хорошо и уверенно без ущерба себе. Как правило, это работает. Затем интересуюсь общими жалобами и собираю анамнез.

В типичных случаях выясняется, что ребенок совершенно не ленив. У него даже есть интересы и в разной степени мотивация к тем или иным предметам или дисциплинам. Просто родители за суетой своих дел не ведут диалог с собственным чадом, превращая общение в формальный допрос, что принес он из школы.

При этом у отца и матери  существует четкая система ценностей и взглядов. Каким и кем следует быть их ребенку. Все то, что не вписывается в эту систему, просто игнорируется и множится на «0». Подросток понимая, что к его мнению не хотят прислушиваться, просто уходит из реальности в виртуальный мир, где ему комфортно с такими же как и он сам, забытыми и брошенными.

После установления доверия с юным клиентом и задавая наводящие вопросы, постепенно входишь во внутренний мир ребенка. Он начинает делиться тем, что его волнует. И тогда наступает очередь родителей. Рассказав им о том, что они упустили, даешь рекомендации по отношению к тому, что действительно нужно их чаду. И если родители мудры, они создают условия по развитию своего потомства.  Мотивационная недостаточность уходит, подросток начинает с интересом посещать школу и развиваться в привлекающем его направлении.