Институциональный кризис семьи в современном обществе | gggolubev.ru

Кризис института традиционной семьи

Кри́зис (κρίσις – решение; поворот) — переходное состояние, переломный момент, когда существующие способы решения становятся неработающими, что может привести  к непредсказуемому результату.

Семья, как один из институтов  человеческого общества, постоянно меняется. Тот вариант, который мы сейчас относим к понятию «традиционная»,  на самом деле существует не так давно. Всего лишь порядка около 2-3 тыс. лет. А у некоторых народов и того меньше. Многие аборигены вообще не знают,  что это такое, потому как они продолжают жить в более архаичных семейных отношениях,  типа группового брака.

Почему так происходит? Все дело в том,  что семья эволюционно стала складываться как оптимальный способ выживания. В зависимости от этапа развития человеческого общества, данный институт тоже претерпевал значительные метаморфозы. На него влияло многое. Это были климат, религии, технологии и пр. Например, в Тибете, в условиях высокогорья, где тяжелые условия для выживания, оптимальным считается брак одной женщины с двумя или тремя мужчинами. И наоборот,  в крупных мегаполисах, развитых стран, таких как Япония, до 45% молодого населения не желает вообще вступать в брак. Быть холостым или незамужней оказывается проще.

Учитывая современные тенденции молодого поколения жить в технологически развитых крупных городах, семейный статус по-японски вполне обозримая перспектива. Кстати, в Москве количество зарегистрированных браков в последние годы регулярно падает во всех возрастных группах.

Чтобы разобраться в причинах наметившихся тенденций, давай попробуем разобраться, для чего существует вообще семья. Начиная с самых первых форм супружеской жизни,  основная задача семьи была — обеспечение наилучших условий для выживания потомства. В том числе и передача ему накопленного предыдущими поколениями опыта (культуры).

В условиях первобытно общинного строя,  когда условия для выживания были наиболее трудными,  преобладал групповой брак, когда все мужчины одного рода могли иметь отношения со всеми  женщинами другого рода. Дети,  в подобном браке, считались общими. При гибели генетических родителей они ни как не ущемлялись в правах,  так как никто не знал, какой ребенок именно его,  за исключением женщин. Именно из этой формы брака происходит традиция передачи национальности по женской линии,  в частности у евреев.

В дальнейшем, с появлением имущества и переходе к другой форме общественной жизни,  стал появляться полигамный брак, который в дальнейшем перерос в моногамный.

Именно моногамный брак сейчас принято считать традиционной формой отношений между мужчиной и женщиной.

До недавнего времени традиционная семья вполне отвечала требованиям,  возложенным на нее. В дальнейшем, на протяжении второй половины ХХ века ряд функций, присущих семье,  стал отходить к государственным структурам. Это школа, детские сады, социальные институты защиты прав женщины и пр. Женщина стала рассматривать брак не как способ для выживания, как способ получения удовольствия, обретения нового статуса. Мужчина стал рассматривать брачные узы , именно как узы,  ограничивающие  его свободу и накладывающие дополнительную ответственность. В наше время тотального инфантилизма, ряд мужчин не готовы к ответственности  даже после 30 лет.

Что получается в итоге? Мужчина не нужен женщине как защитник, как добытчик (современная женщина сейчас вполне хорошо зарабатывает и не нуждается в том,  чтобы ей вспахали поле и нарубили дров). Мужчина не спешит жениться, так как становится ограниченным в контактах, деньгах и с бременем дополнительной ответственности за благополучие семьи. Он не нуждается в жене как сексуальном партнере, так как снижение моральной планки сделало женское тело более доступным,  нет необходимости для того,  чтобы жена подоила корову и выполола огород. Случайные связи и отношения без обязательств оказываются экономически более выгодными, а социальный статус холостяка ничем не отличается от женатого. Более того,  быть перспективным холостяком гораздо предпочтительнее, по целому ряду моментов.

Стоящие на страже традиционных семенных ценностей основные религии уже не оказывают дисциплинирующего влияния на людей. Более того,  переживая сами кризис средневековой идеологии в век цифровых технологий, стараются сами подстроится под веяния времени.

Брак остается на сегодняшний момент лишь способом передачи информации, воспитания. Но что могут передать родители молодому поколению,  образ жизни которого разительно отличается от того,  как жили их ровесники пару или даже одно поколение назад.

Вообще тренд последних лет – это потребление и гедонизм. А дети туда очень плохо вписываются.

Вероятно рецепт сохранения семьи,  если конечно семья, как форма существования человечества, будет востребована, еще предстоит изобрести. Иначе мы столкнемся с явлением  вымирания цивилизованного населения и заполнением освободившегося пространства  менее образованными и фанатично  стоящими на религиозных догматах традиционных религий людьми. И ключевая роль в этом вопросе принадлежит женщине.  Неслучайно отмечено,  что улучшение уровня жизни малограмотной женщины провоцирует рост рождаемости,  а образованной наоборот. Явление прекрасно иллюстрируется статистикой числа новорожденных  в Западной Европе и в Северокавказских республиках.  В Европе коренное население стареет (мы не берем мигрантов) ,  Семья обзаводится как правило,  одним ребенком к 30 годам,  а то и позже. Приоритетом женщины является самореализация, независимость, карьера.  На Северном Кавказе наоборот, детей много. Женщина выходит замуж и ее основная задача – рождение и воспитание потомства,  обеспечение комфортного быта. А карьера – удел мужчины.

Но все же есть примеры и успешных пар, поборовших кризис в семье. Даже если муж и жена вместе строят карьеру. Это те семьи,  где существует общее, объединяющее начало. Некая общая цель,  что превращает отношения в совместный проект,  благодаря которому люди могут прожить в гармонии и любви многие годы.