Психолог, психотерапевт, психиатр | Москва - gggolubev.ru

Психолог, психотерапевт, психиатр. Чем отличаются и что общего между ними

Психолог, психотерапевт Москва

Не все йогурты одинаково полезны.
Из рекламы йогуртов.

В поисках специалиста по вопросам душевного равновесия перед человеком встает вопрос: кто такой психолог, психотерапевт, психиатр и в чем разница между этими профессиями. В СМИ часто мы часто сообщения о том, что с пострадавшими на месте происшествия уже работают психологи.

Но на самом деле происходит подмена понятий, ведь как правило работают специалисты – психотерапевты или психиатры. Давайте разберемся, в чем все- таки разница?

Психолог – это человек , получивший образование в гуманитарном направлении. Его сфера деятельности широка: он обладает теоретическими знаниями и небольшим набором навыков в области социальной, организационной , общей психологии и т.д, но он остается гуманитарием.

Данный объем знаний предназначен для решения не глубоких проблем, проведение консультаций, профессиональных тренингов, преподавания теоретической психологии. Но это недостаточно для работы по изменению личности, так как недостаточно знаний для понимания психического здоровья, работы психики и ее механизмов.

В чем же причина?

Дело в том, что абитуриент не совсем имеет представления, чем же будет заниматься, будучи именно психологом. Отсутствует четкое понимание того, что образование не даст практических навыков , будет носить преимущественно гуманитарный характер . В ВУЗ-ах гуманитарного направления, для психолога не предусмотрены прохождение личной терапии, супервизии, получение практического опыта работы с клиентом.

По статистике около 85% с людей с дипломом психолога не работают по специальности.

Получение квалификации психолога недостаточно, чтобы проводить эффективную работу. И, часто люди узнают об этом уже после получения диплома. Большинство абитуриентов, подают документы с целью стать практикующими специалистами, заниматься психотерапией. Отсутствие прикладных знаний требует дальнейшего обучения и вклада в свое профессиональное развитие таких ресурсов как время, душевные силы, финансы.

Исключением являются лишь педагоги – психологи, которые имеют практический навык работы с детьми в школах и дошкольных учреждениях. Некоторые, начинают заниматься частной практикой, но часто недостаточность компетенций заставляет разочаровываться в себе как в специалисте. Пробелы знаний в области психофизиологии, сексологии, психосоматике отражается и на работе с клиентом не в лучшую сторону. Приведу случай из практики:

Мать одной из клиенток обеспокоена состоянием дочери. Девушка обратилась к психологу из-за комплекса по поводу внешности, ей казалось , что она полная, хотя таковой не являлась. В течение нескольких месяцев работы с психологом у девушки пропадает менструация. Психолог оставляет данный симптом без внимания.

В чем же могла заключаться проблема? Предположительно у девушки развивалась неврогенная анорексия ( это тяжелое заболевание , которое имеет не только психическую ,

но и физическую основу) игнорирование болезни может привести к летальному исходу. В клинической картине данного заболевания отсутствие менструации является сигналом того, что истощение перешла критический порог и начались изменения в эндокринной системе, в таких случая необходимо стационарное лечение. Отсутствие компетенций могло привести к тяжелым и необратимым последствиям — это как минимум бесплодие, а в худшем случае — летальный исход.

Несколько слов о разнице между клиническим психологом и психологом без данной квалификации. Отличие в том, что клинический психолог – медицинская специальность. Клинический психолог практикует в медицинских учреждениях, а психолог в социальных учреждениях, ВУЗах, школах и т.д . Клинических психологов подготавливают к работе с невротизированными пациентами и работе с хроническими проблемами, психолог же видит проблему ситуационно. Но и те и другие специалисты работают со здоровыми людьми.

Мой друг, Родион Добрынин , клинический психолог имеющий богатый опыт работы в психиатрической клинике, провел интересное исследование в результате которого выяснил, что большинство студентов психфака – люди, которые за счет выбора профессии пытались решить собственные психологические проблемы. Это кажется немного абсурдным ведь , если человек болен, он идет в поликлинику к врачу , а не в медицинский университет за образованием.

Тогда кто такой психотерапевт?

Психотерапевт это врач, который имеет образование в области психиатрии и психотерапии. Это регламентируется приказом МЗ РФ № 438 «О психотерапевтической помощи». Согласно этому приказу врач- психотерапевт это врач психиатр,  который прошел специализацию,  либо ординатуру по психотерапии. Психотерапия – метод врачебного воздействия на психику, а через психику на весь организм человека.

Но для эффективной работы психотерапевту необходимо не только образование и соответствующий опыт прохождения ординатуры. Врач – психиатр , может пойти лишь путем постановки диагноза. То есть будет установлен диагноз, назначено медикаментозное лечение. Но медикаментозное лечение устраняет не проблему, а чаще всего симптом ( раздражительность, страх, тревожность и т.д). Для устранения корня проблемы еще нужна психотерапия, не все психиатры переходят на эту ступень, оставаясь лишь «таблеточниками».

Как правило в медицинские ВУЗы поступают люди склонные к излишнему самопожертвованию, а это то качество, которое стоит первым в списке качеств личной проработке психотерапевта, так как оно выражается в неспособности взять адекватную плату за свои услуги.

Таким образом эффективность психотерапевта определяется не только опытом работы, но и уровнем личностной проработки, которую психотерапевт получает как раз во время обучения в ординатуре,  либо первичной специализации.